Электронный экзамен, «гонорар успеха», прозрачность палат и многое другое

26 Ноября 2019

Проект федерального закона № 469485-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» 20 ноября принят депутатами Госдумы в третьем, окончательном чтении. Информируем коллег о поправках, которые важны, прежде всего, для адвокатов, работающих в регионах.

Во-первых, информация для тех, кто только собирается связать свою судьбу с адвокатурой. Вводится электронная система для проведения квалификационного экзамена: пункт 2 статьи 11 Закона дополняется, в частности, абзацем: «Тестирование проводится с использованием единой автоматизированной информационной системы, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов тестирования».

***

Среди волгоградских адвокатов есть несколько коллег с приостановленным статусом, долгое время занимающихся политикой или замещающих различные должности в органах власти. Если ранее Закон обязывал таких адвокатов приостановить статус только на период работы на постоянной основе, то теперь формулировка усечена: «избрание (назначение) адвоката на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления» (пп.1 п.1 ст. 16). То есть сам факт избрания адвоката депутатом ставит перед ним выбор: или профессия, или общественно-политическая деятельность.

Эта же ст. 16 дополняется подпунктом 5: «подача адвокатом заявления о приостановлении статуса адвоката по личным обстоятельствам в совет адвокатской палаты». При этом п. 5 ст. 16 также дополняется: «Статус адвоката, приостановленный по основанию, предусмотренному подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи, возобновляется по решению совета на основании личного заявления адвоката не ранее чем через один год и не позднее чем через десять лет после принятия указанным советом решения о приостановлении статуса адвоката».

Отметим, что в АПВО также числился ряд адвокатов, статус которых приостановлен уже много лет по личному заявлению. Тем, у кого этот срок превысит 10 лет (таковые также у нас есть), придётся либо возобновить статус, либо уйти из адвокатуры.  

И еще: п. 3 ст. 16 дополняется еще одним важным замечанием: «На адвоката, статус которого приостановлен, распространяется действие кодекса профессиональной этики адвоката».

***

Следующая поправка в ст. 17 вызвала дискуссию между депутатами. Речь идёт о введении запрета на судебное представительство в отношении адвокатов, лишенных статуса за ряд нарушений законодательства и Кодекса профессиональной этики адвоката.

Некоторые законодатели посчитали, что данная поправка противоречит как минимум двум статьям Конституции РФ, поскольку «любой гражданин имеет свободное право на использование своих способностей (ст. 34 и 37) и это право не может быть ограничено (ст. 56)». В качестве альтернативы было предложено связать такой запрет с наличием судебного решения, где прямо прописан запрет на профессию.

Оппоненты же указали на наличие в Конституции РФ статьи о праве граждан на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48) и на введенное с 1 октября 2019 г. ограничение, допускающее к представительству в судах уровня субъекта РФ лишь лиц с высшим юридическим образованием. «Если же адвокат был лишен статуса по порочащим его основаниям, то он может обжаловать это решение, и соответствующие процедуры прописаны в законопроекте», – подчеркнул автор поправки Павел Крашенинников. В результате отдельного голосования данную поправку поддержал 351 депутат, «против» проголосовали 17.

В итоге п.3 ст. 17 дополняется абзацем следующего содержания: «Лицо, статус адвоката которого прекращен по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 1 и подпунктами 1, 2 и 21 пункта 2 настоящей статьи, не вправе быть представителем в суде, за исключением случаев участия его в процессе в качестве законного представителя».

***

Теперь – о долгожданном «гонораре успеха». Практически никто из депутатов не возражал против такого нововведения. Таким образом, ст. 25 решено дополнить пунктом 41 следующего содержания: «41. В соответствии с правилами, установленными советом Федеральной палаты адвокатов, в соглашение об оказании юридической помощи может включаться условие, согласно которому размер выплаты доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи, за исключением юридической помощи по уголовному делу и по делу об административном правонарушении».

***

Законодатели также решили сделать деятельность адвокатских палат более прозрачной. Для этого статью 29 дополнили пунктом 11 следующего содержания: «Адвокатская палата для обеспечения доступа адвокатов к информации о своей деятельности обязана в порядке, определяемом советом Федеральной палаты адвокатов, вести сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещать на нем информацию:

1) о годовой финансовой отчетности адвокатской палаты;

2) о решениях, принятых советом адвокатской палаты;

3) о сделках адвокатской палаты, в совершении которых имеется заинтересованность членов совета адвокатской палаты».

Отметим, что в июле 2019 года официальный сайт АПВО был обновлен, стал современным и более информативным. А Совет палаты уже на протяжении многих лет проводит политику открытости, предлагая к широкому обсуждению с коллегами проекты всех принимаемых решений.

Изменения в Закон также позволят делегатам конференций палат вносить дополнительно из своего числа кандидатуры для замещения вакантных должностей членов совета адвокатской палаты. «В этом случае собрание (конференция) в порядке, определенном советом, проводит рейтинговое голосование по всем представленным в соответствии с настоящим пунктом кандидатурам адвокатов для замещения вакантных должностей членов совета адвокатской палаты» – говорится в документе.

***

Ещё одна поправка вызвала «сожаление и опасение» президента ФПА РФ Юрий Пилипенко. Это дополнение в п.2 ст. 31, которое указывает, что «одно и то же лицо не может одновременно быть членом совета и членом квалификационной комиссии». «В соответствии с этой нормой президенты палат «покинут» квалификационные комиссии. Под угрозой может оказаться управляемость корпорации», – прокомментировал президент ФПА.

***

В корпоративной среде уже неоднократно обсуждалось и включение в Закон новой статьи 372 «Рассмотрение дисциплинарного дела в Федеральной палате адвокатов». Процитируем её:

«1. Решение совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката может быть обжаловано в Федеральную палату адвокатов лицом, статус адвоката которого был прекращен, в течение месяца со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о принятом решении.

2. Комиссия по этике и стандартам в течение месяца со дня поступления жалобы в Федеральную палату адвокатов принимает жалобу к рассмотрению или мотивированно отказывает в принятии ее к рассмотрению. Комиссия по этике и стандартам вправе истребовать дисциплинарное дело из адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, совет которой обязан обеспечить получение комиссией по этике и стандартам дисциплинарного дела в течение семи календарных дней со дня истребования.

3. Комиссия по этике и стандартам обязана в течение месяца со дня принятия жалобы к рассмотрению или поступления обращения президента Федеральной палаты адвокатов о пересмотре решения совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката либо об отказе в прекращении статуса адвоката рассмотреть дисциплинарное дело и направить заключение и дисциплинарное дело в совет Федеральной палаты адвокатов, который обязан рассмотреть их в течение месяца.

4. По результатам рассмотрения дисциплинарного дела совет Федеральной палаты адвокатов вправе:

1) оставить решение по дисциплинарному делу без изменения;

2) изменить решение по дисциплинарному делу;

3) отменить решение по дисциплинарному делу и принять новое решение.

5. При рассмотрении дисциплинарного дела в Федеральной палате адвокатов течение сроков применения к адвокату мер дисциплинарной ответственности начинается заново со дня поступления в Федеральную палату адвокатов дисциплинарного дела».

Добавим, что в случае принятия закон (за исключением отдельных положений) вступит в силу 1 марта 2020 года.